Концепция развития краеведческого музея «Юный археолог»

Введение

Концепция развития музея создавалась в течение многолетнего поиска, сбора, систематизации, инвентаризации музейных экспонатов, создания экспозиции. Музейная педагогика сегодня – ключевое звено воспитательно­го процесса. Именно ключевое, так как музеи – государственные и ведомственные, учрежденческие, частные, а также действующие на общественных началах – обеспечивают поиск, сбор, хранение, изучение и сохранение культурного наследия, коллективной памяти человечества. Для Российско­го образования музейная педагогика – традиционно значимая тема. На се­годняшний день музейная педагогика – значимая форма реализации новых требований ФГОС общего образования, требований воспитания  у учащихся гражданской идентичности, патриотизма, толерантности, экологического сознания. Большое значение для развития музейной педагогики в общеобразовательных учреждениях имел комплекс мер, осуществленный Московским комитетом образования в 1995 г., в частности – утверждение Положения о статусе школьного музея, позволившего включить механизм аттестации музеев общеобразователь­ных учреждений. Любой школьный музей является:

  • результатом  поисково-исследовательской  деятельности  детей  и взрослых в избранном направлении;

  • средством творческого самовыражения его создателей;

  • формой диалога поколений, приобщения к поисково-исследова­тельской, культурно-образовательной деятельности не только учащихся, но и их семей;

  • фактором организации личностно ориентированного воспитания, включения в общественно полезную культуротворческую деятельность большинства учащихся;

  • элементом государственной музейной сети, частицей музейного фон­да России;

  • центром работы по возрождению, сохранению и развитию культурно-исторических традиций Отечества.

Школьный музей – яркое явление отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения.

 

Цели и задачи концепции развития музея

Концепция развития музея разработана на основе федеральных доку­ментов по вопросам музейной деятельности.

Главной целью разработки концепции развития музея является опреде­ление направлений деятельности музея по сбору, сохранению и использо­ванию историко-культурного наследия народа. Школьная музейная экспозиция – связующая нить культуры и образования. Это особенно важно сегодня, в процессе гуманизации школьного образования, возвращения к глубинным историко-культурным корням. Задачи образования видятся сегодня не просто в усвоении ребенком сум­мы знаний, а в воспитании социально активной личности, субъекта культу­ры путем создания разносторонних условий личного участия, сопричастно­сти к живому опыту истории и культуры.

Школьный музей является основой, базой, которая позволяет школе конкретизировать воспитательную и образовательную работу с учащимися. Школьный музей – одна из форм организации внеклассной краеведческой деятельности учащихся, входящая в структуру сис­темы дополнительного образования. С его помощью происходит:

  • гармонизация личностного развития детей на основе комплексного подхода к воспитанию, предлагаемого музейной педагогикой;

  • формирование у учащихся исторического сознания, творческого отно­шения к действительности;

  • развитие научного мировоззрения и музейной культуры;

  • создание новых экспозиций и выставок;

  • комплектование музейного фонда.

В основу всех форм деятельности музея положен принцип историко-культурной достоверности.

Основными целями создания краеведческого музея в школе являются:

  • формирование историко-культурного, крае­ведческого и экологического менталитета и образно-творческого мышления учащихся;

  • моде­лирование образовательного пространства, ориентированного на конструи­рование субъектного образа будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.

Задачи деятельности музея:

  • создание предметно-пространственной среды, помогающей ов­ладеть деятельностным подходом к образованию,

  • активизация по­знавательной и творчески продуктивной деятельности, доступной для уча­щихся средней школы.

Концепция ориентируется на следующие условия:

  • изменение статуса ученика и педагога, становление системы партнерских отношений в совместном поиске, научном исследовании, формирование детско-взрослой общности;

  • самоопределение подростков в выборе видов и содержания внеуроч­ной деятельности, осознанность целей деятельности подростка как субъекта образовательного пространства,

  • открытость программы к расширению числа участников, заинтересо­ванных в организации, включению в другие школьные и внешкольные про­граммы.

Основными принципами в определении содержания деятельности музея являются: природосообразность, культуросообразность, активность и творчество.

Методика работы основывается на включении субъектов образователь­ного процесса в культурную предметно-развивающую среду.

 

Современное состояние. Главные проблемы. Пути решения.

Музей расположен в здании ГБОУ г. Москвы «Школа № 1252 им. Сервантеса», в кабинете истории площадью 32 кв.м. и имеет экспозицию, состоящую из  восьми тематических разделов:

  1. История школьной Восточно-крымской археологической экспедиции;

  2. Колонизация Причерноморья;

  3. Боспорское царство;

  4. Отрасли хозяйства;

  5. Античные амфоры;

  6. Глиняная посуда;

  7. Предметы быта;

  8. Природа Керченского полуострова.

В экспозиции представлены 103 предмета основного фонда. Все музейные предметы внесены в книгу учета фондов.

Пути комплектования:

  • раскопки древнегреческих поселений в Восточном Крыму (1995-2017гг.);

  • изучение литературы;

  • установление связей с институтом Археологии РАН;

  • установление связей с городскими и школьными музеями г. Москвы.

Главная проблема – дефицит финансовых средств на приобретение ма­териалов и оборудования для хранения фондов, создания новых экспози­ций и выставок.

 

Программа развития музея по основным направлениям деятельности

 

1. Познавательная деятельность

В ходе познавательной деятельности источниками знаний выступают археологические раскопки, библиотеки, экскурсии в археологические музеи г. Керчи, уроки истории, биологии, географии, литературы, МХК, ОБЖ и др. От простого усвоения знаний учащиеся переходят к проектной и исследова­тельской деятельности.

Изучение научной исторической и краеведческой литературы использу­ется для составления «легенд» и «биографий предметов», разработки уро­ков и тематических экскурсий, изучения определенного исторического со­бытия или отрезка времени. Большой интерес у учащихся вызывают ежегодные археологические экспедиции в восточный Крым.

 

2. Проектная и исследовательская деятельность

Проектная и исследовательская деятельность заключается в поиске и при­обретении предметов музейного значения, сведений о них, проверке и уточнении фактов научной литературе и в ходе консультаций с сотрудниками института археологии РАН, описании музейных предметов и создании «легенд пред­метов».

На базе музея предполагается проведение учебных исследований междисциплинарного характера на основе экспонатов музея, а также материалов, полученных в ходе археологических раскопок в Восточном Крыму.

 

3.    Ценностно-ориентационная деятельность

Ценностно-ориентационное направление деятельности музея реализуется через осмысление учащимися значимости сохранения культурных и исторических традиций, а также объектов, являющихся их носителями. Музейная деятельность формирует потребности в общении с культурными и исторически­ми ценностями, способности бережного отношения к ним.

Важным аспектом деятельности краеведческого музея является его экологическая направленность, выражающаяся в изучении и сохранении окружающей среды мест раскопок, располагающихся на территории  Караларского природоохранного комплекса.

Через сохранение исторического и природного наследия происходит формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности. С 2014 г. музей ежегодно принимает участие в акциях, посвященных добровольному вхождению Крыма в состав РФ.

 

4.    Творческая деятельность

В ходе оформления экспозиции краеведческого музея, создания материалов для экскурсий, копий и макетов различных предметов, написания творческих работ, участия в различных конкурсах, конференциях, семинарах у учащихся происходит развитие способностей к творчеству. Они получают возможность для самовыражения.

При этом учащийся выступает не только как потребитель продукта музей­ной деятельности, а как активный созидатель новой предметно-развивающей среды.

 

5.    Экспозиционно-выставочная деятельность

Постоянные экспозиции и выставки музея будут пополняться новыми экспонатами – подлинниками и вспомогательным материалом. Планируется создание временных выставок, посвященных памятным датам и особо зна­чимым событиям в жизни школы, округа, города, страны.

Условия и пути решения проблем экспозиционно-выставочной деятель­ности:

  • активизация деятельности по комплектованию музейного фонда;

  • разработка концепции выставочной деятельности и расширения ста­ционарной экспозиции;

  • принятие мер по увеличению целевого финансирования.

Предполагается проведение на базе музея уроков по истории Древнего мира (5 класс), тематических классных ча­сов, занятий с участниками археологической экспедиции, бесед, темати­ческих экскурсий, создание виртуальных экскурсий, участие в семинарах по музейной работе.

 

6.    Культурно-просветительская деятельность

На базе музея планируется расширение тематики экскурсий и создание лектория. В частности, планируется разработка экскурсии для учащихся начальной школы, а также экскурсии для гостей школы на испанском и английском языках. Необходимо организовать краеведческий кружок по реставрации и реконструкции музейных экспонатов. Планируется также создание видеотеки.

 

Пути, методы и средства реализации программы развития

Для успешной реализации предложенной программы необходим ряд организационных мероприятий, среди которых:

  • заключение  договора о сотрудничестве с институтом археологии РАН, который позволит организовать консультирование процесса описания экспонатов, а также исследовательской деятельности учащихся;

  • обмен опытом с городскими и районными школьными музеями;

  • проведение научно-практических семинаров;

  • проведение мониторинга запросов музейной аудитории;

  • развитие материально – технической базы музея (приобретение модульной экспозиционной мебели и средств оформления экспозиции, установка компьютера с доступом к ресурсам локальной сети и ресурсам Интернета).

 

Концепция развития музея разрабатывается на пять лет.

 

В разработке концепции принимали участие: заместитель директора школы по воспитательной работе Л.И. Новикова, руководитель музея «Юный археолог» А.Ю. Несмелов, социальный педагог В.К. Штокало.

 

Концепция рассмотрена и утверждена на расширенном заседании научно-методического совета музея 11 июня 2016 года.