Концепция развития краеведческого музея «Юный археолог»
Введение
Концепция развития музея создавалась в течение многолетнего поиска, сбора, систематизации, инвентаризации музейных экспонатов, создания экспозиции. Музейная педагогика сегодня – ключевое звено воспитательного процесса. Именно ключевое, так как музеи – государственные и ведомственные, учрежденческие, частные, а также действующие на общественных началах – обеспечивают поиск, сбор, хранение, изучение и сохранение культурного наследия, коллективной памяти человечества. Для Российского образования музейная педагогика – традиционно значимая тема. На сегодняшний день музейная педагогика – значимая форма реализации новых требований ФГОС общего образования, требований воспитания у учащихся гражданской идентичности, патриотизма, толерантности, экологического сознания. Большое значение для развития музейной педагогики в общеобразовательных учреждениях имел комплекс мер, осуществленный Московским комитетом образования в 1995 г., в частности – утверждение Положения о статусе школьного музея, позволившего включить механизм аттестации музеев общеобразовательных учреждений. Любой школьный музей является:
-
результатом поисково-исследовательской деятельности детей и взрослых в избранном направлении;
-
средством творческого самовыражения его создателей;
-
формой диалога поколений, приобщения к поисково-исследовательской, культурно-образовательной деятельности не только учащихся, но и их семей;
-
фактором организации личностно ориентированного воспитания, включения в общественно полезную культуротворческую деятельность большинства учащихся;
-
элементом государственной музейной сети, частицей музейного фонда России;
-
центром работы по возрождению, сохранению и развитию культурно-исторических традиций Отечества.
Школьный музей – яркое явление отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения.
Цели и задачи концепции развития музея
Концепция развития музея разработана на основе федеральных документов по вопросам музейной деятельности.
Главной целью разработки концепции развития музея является определение направлений деятельности музея по сбору, сохранению и использованию историко-культурного наследия народа. Школьная музейная экспозиция – связующая нить культуры и образования. Это особенно важно сегодня, в процессе гуманизации школьного образования, возвращения к глубинным историко-культурным корням. Задачи образования видятся сегодня не просто в усвоении ребенком суммы знаний, а в воспитании социально активной личности, субъекта культуры путем создания разносторонних условий личного участия, сопричастности к живому опыту истории и культуры.
Школьный музей является основой, базой, которая позволяет школе конкретизировать воспитательную и образовательную работу с учащимися. Школьный музей – одна из форм организации внеклассной краеведческой деятельности учащихся, входящая в структуру системы дополнительного образования. С его помощью происходит:
-
гармонизация личностного развития детей на основе комплексного подхода к воспитанию, предлагаемого музейной педагогикой;
-
формирование у учащихся исторического сознания, творческого отношения к действительности;
-
развитие научного мировоззрения и музейной культуры;
-
создание новых экспозиций и выставок;
-
комплектование музейного фонда.
В основу всех форм деятельности музея положен принцип историко-культурной достоверности.
Основными целями создания краеведческого музея в школе являются:
-
формирование историко-культурного, краеведческого и экологического менталитета и образно-творческого мышления учащихся;
-
моделирование образовательного пространства, ориентированного на конструирование субъектного образа будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.
Задачи деятельности музея:
-
создание предметно-пространственной среды, помогающей овладеть деятельностным подходом к образованию,
-
активизация познавательной и творчески продуктивной деятельности, доступной для учащихся средней школы.
Концепция ориентируется на следующие условия:
-
изменение статуса ученика и педагога, становление системы партнерских отношений в совместном поиске, научном исследовании, формирование детско-взрослой общности;
-
самоопределение подростков в выборе видов и содержания внеурочной деятельности, осознанность целей деятельности подростка как субъекта образовательного пространства,
-
открытость программы к расширению числа участников, заинтересованных в организации, включению в другие школьные и внешкольные программы.
Основными принципами в определении содержания деятельности музея являются: природосообразность, культуросообразность, активность и творчество.
Методика работы основывается на включении субъектов образовательного процесса в культурную предметно-развивающую среду.
Современное состояние. Главные проблемы. Пути решения.
Музей расположен в здании ГБОУ г. Москвы «Школа № 1252 им. Сервантеса», в кабинете истории площадью 32 кв.м. и имеет экспозицию, состоящую из восьми тематических разделов:
-
История школьной Восточно-крымской археологической экспедиции;
-
Колонизация Причерноморья;
-
Боспорское царство;
-
Отрасли хозяйства;
-
Античные амфоры;
-
Глиняная посуда;
-
Предметы быта;
-
Природа Керченского полуострова.
В экспозиции представлены 103 предмета основного фонда. Все музейные предметы внесены в книгу учета фондов.
Пути комплектования:
-
раскопки древнегреческих поселений в Восточном Крыму (1995-2017гг.);
-
изучение литературы;
-
установление связей с институтом Археологии РАН;
-
установление связей с городскими и школьными музеями г. Москвы.
Главная проблема – дефицит финансовых средств на приобретение материалов и оборудования для хранения фондов, создания новых экспозиций и выставок.
Программа развития музея по основным направлениям деятельности
1. Познавательная деятельность
В ходе познавательной деятельности источниками знаний выступают археологические раскопки, библиотеки, экскурсии в археологические музеи г. Керчи, уроки истории, биологии, географии, литературы, МХК, ОБЖ и др. От простого усвоения знаний учащиеся переходят к проектной и исследовательской деятельности.
Изучение научной исторической и краеведческой литературы используется для составления «легенд» и «биографий предметов», разработки уроков и тематических экскурсий, изучения определенного исторического события или отрезка времени. Большой интерес у учащихся вызывают ежегодные археологические экспедиции в восточный Крым.
2. Проектная и исследовательская деятельность
Проектная и исследовательская деятельность заключается в поиске и приобретении предметов музейного значения, сведений о них, проверке и уточнении фактов научной литературе и в ходе консультаций с сотрудниками института археологии РАН, описании музейных предметов и создании «легенд предметов».
На базе музея предполагается проведение учебных исследований междисциплинарного характера на основе экспонатов музея, а также материалов, полученных в ходе археологических раскопок в Восточном Крыму.
3. Ценностно-ориентационная деятельность
Ценностно-ориентационное направление деятельности музея реализуется через осмысление учащимися значимости сохранения культурных и исторических традиций, а также объектов, являющихся их носителями. Музейная деятельность формирует потребности в общении с культурными и историческими ценностями, способности бережного отношения к ним.
Важным аспектом деятельности краеведческого музея является его экологическая направленность, выражающаяся в изучении и сохранении окружающей среды мест раскопок, располагающихся на территории Караларского природоохранного комплекса.
Через сохранение исторического и природного наследия происходит формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности. С 2014 г. музей ежегодно принимает участие в акциях, посвященных добровольному вхождению Крыма в состав РФ.
4. Творческая деятельность
В ходе оформления экспозиции краеведческого музея, создания материалов для экскурсий, копий и макетов различных предметов, написания творческих работ, участия в различных конкурсах, конференциях, семинарах у учащихся происходит развитие способностей к творчеству. Они получают возможность для самовыражения.
При этом учащийся выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный созидатель новой предметно-развивающей среды.
5. Экспозиционно-выставочная деятельность
Постоянные экспозиции и выставки музея будут пополняться новыми экспонатами – подлинниками и вспомогательным материалом. Планируется создание временных выставок, посвященных памятным датам и особо значимым событиям в жизни школы, округа, города, страны.
Условия и пути решения проблем экспозиционно-выставочной деятельности:
-
активизация деятельности по комплектованию музейного фонда;
-
разработка концепции выставочной деятельности и расширения стационарной экспозиции;
-
принятие мер по увеличению целевого финансирования.
Предполагается проведение на базе музея уроков по истории Древнего мира (5 класс), тематических классных часов, занятий с участниками археологической экспедиции, бесед, тематических экскурсий, создание виртуальных экскурсий, участие в семинарах по музейной работе.
6. Культурно-просветительская деятельность
На базе музея планируется расширение тематики экскурсий и создание лектория. В частности, планируется разработка экскурсии для учащихся начальной школы, а также экскурсии для гостей школы на испанском и английском языках. Необходимо организовать краеведческий кружок по реставрации и реконструкции музейных экспонатов. Планируется также создание видеотеки.
Пути, методы и средства реализации программы развития
Для успешной реализации предложенной программы необходим ряд организационных мероприятий, среди которых:
-
заключение договора о сотрудничестве с институтом археологии РАН, который позволит организовать консультирование процесса описания экспонатов, а также исследовательской деятельности учащихся;
-
обмен опытом с городскими и районными школьными музеями;
-
проведение научно-практических семинаров;
-
проведение мониторинга запросов музейной аудитории;
-
развитие материально – технической базы музея (приобретение модульной экспозиционной мебели и средств оформления экспозиции, установка компьютера с доступом к ресурсам локальной сети и ресурсам Интернета).
Концепция развития музея разрабатывается на пять лет.
В разработке концепции принимали участие: заместитель директора школы по воспитательной работе Л.И. Новикова, руководитель музея «Юный археолог» А.Ю. Несмелов, социальный педагог В.К. Штокало.
Концепция рассмотрена и утверждена на расширенном заседании научно-методического совета музея 11 июня 2016 года.